вторник, 9 апреля 2019 г.

Урок 28. Цикл с параметром FOR

Дата проведения занятия 9.04.19

ЦИКЛ FOR -  ЦИКЛ С ЗАДАННЫМ ЧИСЛОМ ПОВТОРЕНИЙ, ЦИКЛ С ПАРАМЕТРОМ

Цикл - это одна из трех основных алгоритмических конструкций.
Цикл - многократное повторение некоторой последовательности действий

Оператор цикла for имеет одну из двух форм:
for переменная := начальное значение to конечное значение do
  
оператор
или

for переменная := начальное значение downto конечное значение do
  
оператор
Текст от слова for до слова do включительно называется заголовком цикла, а оператор после do - телом цикла. Переменная после слова for называется параметром цикла.
Для первой формы цикла с ключевым словом to параметр цикла меняется от начального значения до конечного значения, увеличиваясь всякий раз на единицу, а для второй формы ключевым словом downto - уменьшаясь на единицу.
Для каждого значения переменной-параметра выполняется тело цикла. Однократное повторение тела цикла называется итерацией цикла. Значение параметра цикла после завершения цикла считается неопределенным.

Если для цикла for ... to начальное значение переменной цикла больше конечного значения или для цикла for ... downto начальное значение переменной цикла меньше конечного значения, то тело цикла не выполнится ни разу.

Изменение переменной-параметра цикла внутри цикла является логической ошибкой.

Обратите внимание: в ветке теле цикла стоит ТОЛЬКО ОДИН ОПЕРАТОР!
А что делать, если надо выполнить не ОДИН, а НЕСКОЛЬКО операторов? Их надо "объединить" в один оператор при помощи операторных скобок begin  end 

Работа на компьютере

Составить блок-схему, написать текст программы, отладить следующие программы
1. pas8_cl_09_name. Ввести целое число a, вывести 5 целых чисел, которые находятся на числовой оси правее числа a
2. pas8_cl_10_name. Ввести целое число a, вывести 10 целых чисел, которые находятся на числовой оси левее числа a

Домашнее задание

1. Прислать учителю информатики до 14.04.19  до 23.00 по школьной эл почте письмо-отчет о выполнении домашнего задания.
Тема письма: 8 кл ДЗ к уроку 28 Паскаль  <ваша фамилия>

3. Задание Паскаль 5. Написать и отладить  программу
В тетради начертить  блок-схему. К письму присоединить  текст на паскале + скриншот выполненной программы
 pas8_hm_05_name. Вывести в порядке возрастания 7  целых четных  чисел, начиная с 4. 
   

вторник, 2 апреля 2019 г.

Решение задач

Дата проведения занятия 02.04.19

Решение задач


If4. Даны три целых числа. Найти количество положительных чисел в исходном наборе. Вывести количество чисел и сами числа. Придумать  и записать в комментарии к задаче тестовые данные
If5. Даны три целых числа. Найти количество положительных и количество отрицательных чисел в исходном наборе. Вывести количество чисел и сами числа. Придумать  и записать в комментарии к задаче тестовые данные
Для желающих написать интересную программу:

  IF_OGE. На вход программе подается трехзначное число. По этому числу программа строит новое число.  
  Например, при вводе 179 она выводит 168. Укажите такое наибольшее трехзначное число, при вводе которого программа выведет 146.
  Нарисовать блок-схему, написать программу 

вторник, 5 марта 2019 г.

Урок 24. Разветвляющийся алгоритм. Решение задач

Дата проведения занятия 5.03.19
Проверка домашнего задания. На дом была задана задача 
If2. Дано целое число.
Если оно является положительным, то вычесть из него 8;
в противном случае прибавить к нему 6.
Вывести полученное число
Посмотрите, как может выглядеть блок-схема и  текст программы этой задачи.

Текст программы
Блок-схема


Работа на компьютере

Составить блок-схему, написать текст программы, отладить следующие программы
1. pas8_cl_08_name. Ввести число, вывести сообщение о том, делится ли оно на 5
2. If9. Даны две переменные вещественного типа: AB. Перераспределить значения данных переменных так, чтобы в A оказалось меньшее из значений, а в B — большее. Вывести новые значения переменных A и B.

Домашнее задание

1. Подготовиться к контрольной работе. Темы: div, mod, if 

2. Прислать учителю информатики до 10.03.19  до 23.00 по школьной эл почте письмо-отчет о выполнении домашнего задания.
Тема письма: 8 кл ДЗ к уроку 24 Паскаль  <ваша фамилия>

3. Задание Паскаль 4. Написать и отладить 2 программы
В тетради начертить 2 блок-схемы. К письму присоединить для каждой программы: текст на паскале + скриншот выполненной программы
  1). pas8_hm_04_name. Ввести число, вывести сообщение о том, делится ли оно на 3
   2). If30. Дано целое число, лежащее в диапазоне 1–999. Вывести его строку-описание вида «четное двузначное число», «нечетное трехзначное число»

вторник, 26 февраля 2019 г.

Урок 23. Разветвляющийся алгоритм

Дата проведения занятия 26.02.19 
Ветвление - алгоритмическая конструкция, в которой в зависимости от результата проверки условия ("да" или "нет") предусмотрен выбор одной из двух последовательностей действий (ветвей). Алгоритмы, в основе которых лежит структура "ветвления", называются разветвляющимися.
Употребляют разные названия этого алгоритма:

  • разветвляющийся
  • ветвления
  • выбора
  • условный 

Существует 2 формы разветвляющегося алгоритма :
  • полная форма
  • неполная форма 

На Паскале разветвляющийся алгоритм (полная форма) реализуется с помощью условного оператора:
if условие then 
   оператор1
else 
   оператор2



На Паскале разветвляющийся алгоритм (неполная форма) реализуется с помощью условного оператора:

if условие then   оператор











Условный оператор работает так: 
1.      Проверяется выражение, которое является условием.
2.      Если условие истинно (true), выполняется оператор1, иначе (false) — оператор2.
Операторы  оператор1 и оператор2 никогда не выполняются вместе — работает только один из них. После выполнения условного оператора управление передается на оператор, который следует за условным.

Обратите внимание: в ветке if и в ветке else стоит ТОЛЬКО ОДИН ОПЕРАТОР!
А что делать, если надо выполнить не ОДИН, а НЕСКОЛЬКО операторов? Их надо "объединить" в один оператор при помощи операторных скобок begin  end 
if условие then 
   begin
     оператор11
     оператор12
     оператор13 
   end
else 
   begin
     оператор21
     оператор22
     оператор23 
   end
 

Работа на компьютере

А теперь посмотрим, как работает  условный оператор
Напишите в тетради программу pas8_cl_07_name, которая определяет, является ли введенное число четным или нечетным.
Для определения четности используется операция  a mod 2.
 Алгоритм
Объявите целые переменные a, b
Выведите сообщение: 'Работает программа Пети Петрова'
Выведите сообщение: 'Программа определяет четность числа'
Выведите сообщение: 'Введите число '
Введите а 
Если а mod 2 = 0, то выведите сообщение: 'Число a=XX четное'
иначе выведите сообщение: 'Число a=XX нечетное'

Домашнее задание

Прислать учителю информатики до 6.03.19  до 23.00 по школьной эл почте письмо-отчет о выполнении домашнего задания.
Тема письма: 8 кл ДЗ к уроку 23 Паскаль  <ваша фамилия>

Задание Паскаль 3. Написать и отладить 2 программы
  1. If2. Дано целое число. Если оно является положительным, то вычесть из него 8; в противном случае прибавить к нему 6. Вывести полученное число
  2. Integer8. Дано двузначное число. Вывести число, полученное при перестановке цифр исходного числа
  3. Для каждой программы в тетради схематично зарисовать блок-схему   
  4. Для каждой программы после удачного выполнения сделать снимок экрана.
    Снимок экрана делать тогда, когда на экране есть результат выполнения. 
  5. К письму для каждой программы прикрепить файл программы с расширением .pas + снимок экрана (скриншот) в формате  png или jpg (не BMP!)
  6. Вариант1 получения снимка экрана: надо нажать клавишу print scrin, вставить данные  из буфера в окно программы paint, сохранить в формате png или jpg
  7. Вариант2 получения снимка экрана: найти папку Стандартные-Windows и посмотреть, есть ли в ней инструмент Ножницы. Если есть, то создать фрагмент изображения, обведя с помощью Ножниц  часть экрана, содержащую текст программы и результат работы программы

вторник, 19 февраля 2019 г.

Урок 22. Операции с целыми числами div, mod

Дата проведения занятия 19.02.19
1. Представьте, что необходимо решить такую задачу:

Дано расстояние L в сантиметрах. Найти M количество полных метров в нем (1 метр = 100 см).

Попробуем использовать операцию деления нацело
M:= L div 100;
Например, 
M := 527 div 100;   // 5
M := 1274 div 100; // 12

2. Дано двузначное число A. Выделить младшую ed и старшую des цифры числа. 
Для выделения младшей цифры используем операцию mod, для выделения старшей - операцию div
ed := A mod 10; // единицы
des := A div 10; // десятки

Работа на ПК


1. Напишите программу Pas8_cl_06_name, которая вводит двузначное число A, выделяет из него младшую ed и старшую des цифры и выводит результат на экран.
Например, при вводе числа 75 программа выведет:
"В числе 75 десятков: 7, единиц : 5"
2. Сохраните программу под именем Pas8_cl_06_name.pas
3. Сделайте компиляцию. Если нет ошибок -  запустите на выполнение 3 раза с разными данными
4. Покажите учителю

Домашнее задание


Ссылка на он-лайн компилятор:


Написать и отладить  2 программы:

Integer2Дана масса M в килограммах. Используя операцию деления нацело, найти количество полных тонн в ней (1 тонна = 1000 кг).
Integer7. Дано двузначное число. Найти сумму и произведение его цифр
  1. Запустить программу в среде PascalABC.Net
  2. Сделать сканирование экрана ( кнопка Print Screen)
  3. Прислать учителю информатики по школьной эл почте письмо-отчет о выполнении домашнего задания.
  4. Тема письма: 8 кл ДЗ к уроку 21 Паскаль <ваша фамилия>
  5. К письму прикрепить 2 файла: скриншот экрана с результатом выполнения программы и свой файл типа .pas,
  6. Если что-то не получилось, в письме написать причину невыполнения задания
  7. В тетради решить примеры:
15 div 5=
15 mod 5=
421 mod 10=
421 div 10=
357 mod 100=
357 div 100=
357 div 10 mod 10=

вторник, 12 февраля 2019 г.

Урок 21. Типы данных. Арифметические операции

Итак, переменная - это величина, которая  имеет ИМЯ, ТИП, ЗНАЧЕНИЕ
1. Имя переменной
В именах МОЖНО использовать:
  • латинские буквы (A - Z), причем строчные и заглавные буквы в Паскале не различаются
  • цифры (0 - 9), имя не может начинаться с цифры
  • знак подчеркивания _
В именах НЕЛЬЗЯ использовать:
  • русские буквы
  • пробелы
  • скобки, знаки +, =, !, ? и др
2. Тип данных (тип переменной)
Основными числовыми типами данных в Паскале являются
  • integer - целый 
  • real - вещественный
 3. Переменную нужно объявить в программе для выделения под нее памяти 
var a, b, c: integer; // целые a, b, c
var d, f: real;          // вещественные d, f
4. Присвоить значение переменной - значит записать новое значение в переменную. Знак присвоения :=
a:=6;   d:=a;
5. Арифметические операции
Над числовыми данными выполняются следующие операции:
*  (умножение) для integer, real;
/   (деление) для integer, real;
div (получение целого частного) только  для integer;
mod (получение целого остатка деления) только  для integer.
+  (сложение) для integer, real;
-   (вычитание) для integer, real;
Подробнее про арифметические операции читать здесь

Порядок выполнения операций:
  • вычисление выражений в скобках 
  • умножение, деление, div, mod слева направо 
  • сложение и вычитание слева направо

Работа на ПК

1. Напишите программу, которая вводит 2 целых числа x, y, считает их сумму, произведение, среднее арифметическое, остаток от деления x на y и последовательно выводит результат на экран
2. Отформатируйте текст, нажав на 4-ую справа кнопку в меню окна PascalABC.NET
3. Сохраните текст программы на локальном компьютере в своей папке, во вложенной папке Pascal_name под именем Pas8_cl_05_name.pas
4. Сделайте компиляцию программы (Ctrl + F9).
5. Если нет синтаксических ошибок, то запустите программу (F9) 3 раза с разными данными
6. Проанализируйте полученный результат
7. Перепишите в тетрадь текст программы
8. Дополните программу: вычислите разность квадратов чисел x, y

Домашнее задание

  1. Написать в тетради программу вычисления площади прямоугольного треугольника S по двум катетам a, b. Значения a и b - это исходные данные, их требуется ввести, S - результат работы программы, его требуется вывести
  2. Набрать на ПК. Дать имя программе  pas8_hm_03_name (name - фамилия автора программы)
  3. Сохранить файл под именем pas8_hm_03_name.pas
  4. Запустить программу в среде PascalABC.Net
  5. Сделать сканирование экрана ( кнопка Print Screen)
  6. Прислать учителю информатики до 17.02.19 (воскресенье) до 22.00 по школьной эл почте письмо-отчет о выполнении домашнего задания.
    Тема письма: 8 кл ДЗ к уроку 21 Паскаль <ваша фамилия>
  7. К письму прикрепить 2 файла: скриншот экрана с результатом выполнения программы и свой файл типа .pas,
  8. Если что-то не получилось, в письме написать причину невыполнения задания

понедельник, 4 февраля 2019 г.

Урок 20. Структура программы. Переменные

Дата проведения занятия 5.02.19
Данный пост составлен по учебнику Информатика для 8 класса Босовой Л.Л., Босовой А.Ю.
Алгоритм – это понятное и точное предписание исполнителю выполнить конечную последовательность команд, приводящую от исходных данных к искомому результату.
Программа - алгоритм, записанный на языке, понятном компьютеру.
Исполнителем программы является компьютер.
Алгоритмы описывают последовательность действий, которые производятся над некоторыми объектами.
В информатике отдельный информационный объект (число, символ, строка и др) называется величиной. Величины бывают постоянные (константы) и переменные.
Константой называется величина, значение которой указывается в тексте программы и это значение не меняется во время работы программы.
Переменной  называется величина, значение которой меняется во время работы программы.
А вот другое определение переменной. Переменная - это поименованная область оперативной памяти, в которой хранится значение переменной.
Итак, переменная - это величина, которая имеет имятип и значение. Чтобы выделить место для хранения значения переменной, ее надо объявить в программе.
Смотрите презентацию Программирование на языке Паскаль, глава Введение

Работа на ПК

1. Проверьте, что на локальном компьютере в вашей папке создана вложенная папка Pascal_name, где name - ваша фамилия латинскими буквами 
2. Найдите на рабочем столе ярлык PascalABC.NET, запустите приложение.
3. Наберите программу в поле редактирования, указав в приветствии свои имя и фамилию
4. Отформатируйте текст, нажав на 4-ую справа кнопку в меню окна PascalABC.NET

program pas8_cl_02; // заголовок
var a: integer;             //  блок объявления переменных
begin                           //   начало тела программы
  writeln ('Вас приветствует программа Васи Иванова');
  writeln ('Введи значение а');    // приглашение на ввод значения а
  readln (a);                                    // ввод значения а
  a:= a + 10;                                    // новое значение а
  write ('Новое значение a: '); 
  writeln (a);                                   // вывод значения а
end.                             //  конец программы
5. Сохраните текст программы на локальном компьютере в своей папке, во вложенной папке Pascal_name под именем Pas8_cl_03_name.pas
Учтите, что в имени программы могут использоваться только латинские буквы, цифры и знак подчеркивания (НЕ тире)
6. Сделайте компиляцию программы (Ctrl + F9).
7. Если нет синтаксических ошибок, то запустите программу (F9) 3 раза с разными данными: 3, 15, -8
8. Проанализируйте полученный результат
9. Перепишите в тетрадь текст программы
10. Составьте программу, которая удваивает введенное значение переменной   a
11. Сохраните текст программы на локальном компьютере в папке Pascal_name под именем Pas8_cl_04_name.pas

Домашнее задание

  1. Используя блок-схему, начерченную на уроке 18, написать программу вычисления площади прямоугольника S по двум сторонам a, b. Значения a и b - это исходные данные, их требуется ввести, S - результат работы программы, его требуется вывести
  2. Дать имя программе  pas8_hm_02_name (name - фамилия автора программы)
  3. Сохранить файл под именем pas8_hm_02_name.pas
  4. Запустить программу в среде PascalABC.Net
  5. Сделать сканирование экрана ( кнопка Print Screen)
  6. Прислать учителю информатики до 10.02.19 (воскресенье) до 22.00 по школьной эл почте письмо-отчет о выполнении домашнего задания.
    Тема письма: 8 кл ДЗ к уроку 20 Паскаль <ваша фамилия>
  7. К письму прикрепить 2 файла: скриншот экрана с результатом выполнения программы и свой файл типа .pas,
  8. Если что-то не получилось, в письме написать причину невыполнения задания.